Рома Спрато (spratto) wrote,
Рома Спрато
spratto

Categories:
  • Mood:

Обелиск Минервы, Рим (Obelisco della Minerva, Roma). История одной скульптуры

Как известно, римляне любят давать прозвища всем, даже памятникам, но название "цыплёнок Минервы" для обелиска со слоном, что находится рядом с Пантеоном, кажется весьма странным.
Обелиск стоит на небольшой площади перед средневековой церковью Санта Мария сопра Минерва, получившей своё название по причине того, что была построена на древних развалинах храма, посвященной богине мудрости - Минерве. А с обелиском связана одна занимательная история, где главным действующим лицом стал выдающийся архитектор и скульптор Джан Лоренцо Бернини.

Fotor0712201110
В 1665 году во время строительных работ  в саду доминиканского монастыря Санта-Мария-сопра Минерва,  монахами, среди прочих находок, был найден хорошо сохранившийся 5,5-метровый гранитный обелиск изрезанный иероглифами по всем его четырём сторонам. Египетский  обелиск из красного гранита, относящийся к периоду правления фараона Априя (VI век до н.э.), был привезен в Рим из Гелиополя во времена императора Домициана и  установлен на Марсовом Поле перед храмами Исиды и Сераписа - самым древнем и богато украшенным египетским храмовым комплексом Рима. По истечении веков, время разрушило и похоронило эти языческие храмы, а  многие его выдающиеся скульптурные украшения были растащены по всему Риму.
Папу Александра VII Киджи, во время правлении которого обелиск был найден, восхитила находка с иероглифами символизирующими солнечный свет и, по его разумению, свет божественных знаний. Он решил установить обелиск на площади  перед церковью Санта-Мария-сопра Минерва, и по этому случаю был объявлен конкурс. В конкурсе приняли участие несколько известных архитекторов, в числе которых были Джан Лоренцо Бернини и священник доминиканского монастыря падре Доменико Палья. По проекту, представленном последним, обелиск должен был опираться на небольшие холмы (геральдический знак фамилии Киджи) и окружён четырьмя собаками -  доминиканским символом, чей лозунг "собаки Господни", подчеркивал верность всевышнему. Но этот проект был отвергнут папой, а вот представленные работы Бернини пришлись ему по душе.
Изначально у Бернини было несколько вариантов проекта, среди которых была пара  довольно необычных - слегка наклонённый обелиск в крепких руках Геркулеса, но окончательный выбор папы пал на более надёжный проект, где обелиск нёс всю свою тяжесть на спине стоящего слона.

Проекты Бернини

По всей вероятности, на создание подобного образа Джан Лоренцо вдохновил средневековый мистический романа "Гипнэротомахия Полифила", в котором главному герою во сне привиделся каменный слон с обелиском на спине, книга сопровождалась соответствующей иллюстрацией.

Гипнэротомахия Полифила

Однако, завистливый падре Палья, чья идея была отвергнута, убедил комиссию и папу, что и этот монумент не будет устойчив из-за полого пространства у его основы. Мол, в таком воплощение, памятник станет неустойчивым и небезопасным, что, в свою очередь, повлечёт за собой обрушение обелиска. Бернини  было предложено разработать более устойчивую основу для обелиска.
Бернини яростно выступал против любых нововведений, утверждая, что это лишь ухудшит внешний вид памятника и приводил в пример обелиск на площади Навона, установленный по его проекту в фонтане Четырёх рек". Там, более мощный и тяжелый обелиск, возвышался на скале, полой снизу. Но папа Александр VII  решил, что для безопасности памятника дополнительная поддержка, всё-таки, необходима.  В результате, под брюхом слона появилась подпорка, которую Бернини попытался скрыть изящной попоной. Но в этом, окончательном проекте памятника реализованным в 1667 году его учеником Эрколе Феррара,  Бернини не упустил возможность показать своё презрение доминиканцам. Задний, неприличный вид скульптуры, открывающийся посредством поворота слоновьего хвоста, был установлен непосредственно перед  окнами доминиканского монастыря.

Fotor071284332
Ну а сам монумент, как и положено, украсили все признаки  причастности папы Александра VII-го к установке этого обелиска - папский герб на пьедестале и геральдическая восьмиконечная звезда на вершине обелиска. Ещё на основе памятника можно прочитать надпись, символизирующую такую мудрость - «Необходима прочная голова, чтобы выдержать твердые знания».
Новый памятник, римляне прозвали "porcino/porcellino della Minerva”, или поросенок Минервы, из-за получившимся в результате  округлым слоном, больше похожего на упитанную хрюшку. Это название со временем превратилось в современное название обелиска  - "Пульчино делла Минерва" - цыплёнок Минервы, вероятно, из-за сходства двух слов в римском диалекте. Уж на цыплёнка это творение точно не похоже:-)

Acquarelli Achille Pinelli

06628v


И ещё немного любопытного.

Вряд ли Бернини ваял своего слона с натуры, но надо сказать,что римляне видели живого слона полтора века ранее. В 1513 году португальский король Мануэль  I Счастливый получил из Индии диковинные подарки – трёхлетнего белого слонёнка и носорога.  В свою очередь, король, находясь в необходимости экономической поддержки и преференций со стороны папы Льва X-го, решил подарить понтифику, помимо прочих даров,  настоящий зверинец из более пятидесяти экзотических животных. Апофеозом этого зверинца, конечно же, должны были стать дрессированный белый слонёнок по имени  Ханно и носорог. Животных погрузили на судно в Лиссабоне и отправили в Рим. Однако, судно, на котором перемещался носорог, затонуло во время шторма, а вот слон благополучно прибыл в Рим  12 марта 1514 года.
Из порта торжественная церемония двинулась в направлении Рима, собирая на своём пути большое количество зевак. Шествие, возглавляемое слоном, сопровождалось двумя леопардами, пантерой, породистыми лошадьми, разноцветными попугаями. Спину слона покрывала  голубая шелковая попона, украшенная рубинами и изумрудами; на попоне стоял позолоченный сундук из сандалового дерева, инкрустированный перламутром и вставками из драгоценных камней; внутри сундука находились не менее роскошные дары, предназначенные для понтифика.
Наконец процессия прибыла в замок св. Ангела. Её встречали в  большом зале для аудиенций: папа Лев X сидел на троне, вокруг него расположились кардиналы, архиепископы, епископы, римские князья, послы и прочие высокопоставленных лица. Здесь так же присутствовали Рафаэль и Джулио Романо.
Не буду описывать всю церемонию, кто захочет узнать поподробнее об этом факте, может поискать брошюру “La trionfale ambasciata dell’elefante Annone”, C. Picchio.
Забавной кульминацией этой встречи стало действо, когда слон, после всех поклонов и реверансов, набрав воды в хобот, "освятил" ею всю присутствующую знать. На удивление, такая шалость всех позабавила. Ханно стал любимцем папского двора и нередко принимал участие в торжественных шествиях. Правда, через два года слон заболел. Папские врачи пытались его излечить, но  16 июня 1516 слон умер от стенокардии в возрасте семи лет — врачи просто не знали, как правильно диагностировать и лечить таких экзотических животных. Смерть Ханно сильно огорчила папский двор. Мемориальные фрески для его гробницы папа Лев X попросил написать Рафаэля,  но тот прислал своего ученика -  Джулио Романо (фрески не сохранились), а эпитафию для своего любимца пап сочинил сам папа. Зато сохранились четыре великолепных эскиза, написанные Джулио Романо, хранящиеся нынче в Оксфорде. Может,именно эти рисунки стали наглядным пособием для Бернини?!

Рисунок Джулио Романо

© SPRATO
Tags: livejournal maps, sprato, Всемирное наследие ЮНЕСКО, Д.Л.Бернини, Италия, Рим, животные, история одной скульптуры, обелиск, памятник, скульптура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments