Рома Спрато (spratto) wrote,
Рома Спрато
spratto

Category:

Собор святых Петра и Павла, гробница герцога Франциска II-го Бретанского, Нант

Когда в 1502 г. герцогиня Бретонская и дважды королева Франции Анна задумала соединить прах своих покойных родителей в мавзолее, достойном того уважения, что она к ним питала, она поручила создать такой мавзолей высокодаровитому бретонскому мастеру Мишелю Коломбу (1430-1515). Анне тогда было двадцать пять лет. Её отец, герцог Франциск II почил в Куэроне за четырнадцать лет до этого, 9 сентября 1488 г., пережив свою вторую супругу Маргариту де Фуа, мать королевы Анны, всего на шестнадцать месяцев — та окончила свои дни 15 мая 1487 г.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_1
Мавзолей, работа над которым началась в 1502 г., был готов в 1507 г. Его общий замысел принадлежал Жану Перреалю, а скульптуры, превратившие мавзолей в один из замечательнейших шедевров эпохи Ренессанса — творение рук Мишеля Коломба, которому помогали племянник Гильом Реньо и Жан де Шартр, «его ученик и слуга», — впрочем, участие последнего под вопросом. Из письма, написанного 4 января 1511 г. Жаном Перреалем секретарю Маргариты Бургундской по поводу работ, которые та распорядилась провести в часовне города Бру, мы узнаём, что «в течение пяти лет Мишелю Коломбу нужно было выплачивать и выплачивалось по 20 экю в месяц". За скульптурные работы ему было выдано 1200 экю, а вся усыпальница стоила 560 ливров.

Прах Франциск II-го в то время находился в капелле кармелиток в Нанте, в соответствии с обетом герцога, который после смерти пожелал быть рядом со своей первой женой - Маргаритой Бретонской. Именно в этой капелле Анна распорядилась соорудить мавзолей. Однако, была одна проблема - прах её матери, Маргариты де Фуа, покоился в Кафедральном соборе. В 1506 году Анна Бретонская получает от папы Юлия II-го разрешение перенести останки своей матери в капеллу кармелиток, что осуществилось в 1507 году.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_2

Мавзолей оставался на своём месте до Великой Французской Революции, после чего, в 1792 году, капеллу кармелиток вместе с монастырём продали как национальное достояние. Мавзолей, чтобы спасти его от разрушения, был тайно разобран и захоронен до лучших времён под орешником в саду монастыря Урсулинок (нынче здесь расположен Ботанический сад). В 1800 году, после того как все революционные потрясения улеглись, мавзолей извлекли на свет божий.
Однако, судьба спасённого шедевра опять повисла на волоске. Тогдашний архитектор Mathurin Crucy решил отдать дань моде и новым властям, решив использовать аллегорические скульптуры гробницы для украшения цоколя памятнику Бонапарту. К счастью, из этого ничего не вышло, а в 1817 году мавзолей поместили в собор св. Петра и Павла, где он находится по сей день.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_5

Среди описаний усыпальницы, оставленных самыми различными авторами, есть и очень подробные. Мы будем пользоваться преимущественно рассказом брата Матиаса де Сен-Жан, кармелита из Нанта, опубликованном в XVII в.

«Редкостной вещью, достойной всяческого восхищения, — пишет Матиас де Сен-Жан, — представляется мне усыпальница, воздвигнутая в центре церкви отцов кармелитов. Эта усыпальница, по всеобщему мнению, одна из самых прекрасных и удивительных на свете, поэтому я приведу её отдельное описание, чтобы удовлетворить любопытство всех, кто желает об этом знать.

Почитание, которое в давние века герцоги Бретонские выказывали святой Деве, покровительнице Ордена кармелитов и этой церкви, в частности, а также симпатии, которые они испытывали к кармелитам вообще, навели их на мысль выбрать себе место захоронения именно здесь. Свидетельством набожности королевы Анны и её любви к этой церкви стал прекрасный памятник, который она воздвигла в честь своего отца Франциска II и матери Маргариты де Фуа.

Усыпальница имеет форму прямоугольника восьми футов в ширину и четырнадцати в длину. Сделана она из чистого белого и чёрного итальянского мрамора, порфира и алебастра. Корпус усыпальницы поднят над полом церкви на высоту шести футов. С двух сторон у неё по шесть ниш, каждая высотой в два фута, с полом из тщательно обработанного порфира и с пилястрами из белого мрамора. Всё это выполнено с учётом необходимых архитектурных пропорций и правил и украшено моресками очень тонкой работы. В двенадцати нишах фигуры двенадцати апостолов из белого мрамора. Каждый апостол в своей особой позе и с орудиями своих мученических страстей. Подобным образом украшены и две другие стороны, обе разделенные на две одинаковые ниши. В нишах, что ближе к главному алтарю церкви, фигуры св. Франциска Ассизского и св. Маргариты, покровителей похороненных здесь герцога и герцогини. В нишах на противоположной стороне фигуры Карла Великого и св. Людовика, короля Франции.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_13

Под этими шестнадцатью нишами на усыпальнице круглые углубления диаметром в четырнадцать дюймов, дно которых имеет форму раковины и высечено из белого мрамора. Во всех углублениях фигурки плачущих людей в траурных одеждах и в самых различных позах. На эти фигурки мало кто обращает внимание, но знатоки их ценят.

image317

Усыпальница накрыта цельной плитой из чёрного мрамора, которая возвышается над ней на восемь дюймов, образуя со всех сторон как бы карниз, служащий антаблементом и украшением. На камне лежат две фигуры из белого мрамора, каждая длиной в восемь футов. Одна из них представляет герцога, другая — герцогиню в соответствующих одеяниях и коронах. Трое ангелов из белого мрамора в три фута каждый поддерживают квадратные подушки под головами у герцога и герцогини. Кажется, что те совсем без сил, и ангелы их оплакивают.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_4

У ног герцога лежит изображённый в натуральную величину лев с бретонским гербом на гриве, у ног герцогини — борзая, на шее у которой чрезвычайно искусно выполненный герб дома Фуа.

Fotor1203150350
Но самое удивительное в усыпальнице — четыре фигуры основных Добродетелей высотой в шесть футов, выполненные из белого мрамора. Они так хорошо вырезаны, так хорошо расставлены, так естественно выглядят, что и местные жители, и туристы утверждают в один голос, что лучше не найти ни среди античных статуй Рима, ни среди современных статуй Италии, Франции или Германии.

В правом от входа углу располагается Справедливость, в правой поднятой руке она держит меч, в левой — книгу и весы, на голове у неё корона. Одета Справедливость в панбархат и меха. Все это символы знания, объективности, строгости и величия, свойственных этой добродетели.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_9

Напротив, с левой стороны — фигура Благоразумия с двумя лицами, смотрящими в разные стороны: лицом длиннобородого старца и лицом молодой женщины. В правой (левой) руке у Благоразумия выпуклое зеркало, в которое оно созерцает себя, в левой (правой) — циркуль. У ног Благоразумия змей. Всё это символы рассудительности и мудрости, которыми наделена данная добродетель.

Fotor1203152512Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_12

В правом углу сверху фигура Храбрости в кольчуге и шлеме. В левой руке Храбрость держит башню. Из трещин башни выползает змей, которого она душит правой рукой. Налицо символ могущества, с помощью которого эта добродетель справляется с жизненными невзгодами, противостоя им или терпеливо снося их последствия.

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_8

На противоположной стороне — фигура Умеренности в длинном, подпоясанном верёвкой платье. В правой руке у неё часы, в левой — узда, символ упорядочения и сдержанности (Умеренность упорядочивает и сдерживает человеческие страсти)».

Надгробие Франциска II и Маргариты де Фуа_7

«Эти четыре статуи, — пишет де Комон, — замечательны своим изяществом и простотой. Ткань передана с редким мастерством, и в каждой фигуре угадывается яркая индивидуальность, при том, что все четыре одинаково благородны и прекрасны».

P. S. Надо сказать, что в мавзолее, на самом деле, покоятся останки трёх человек - герцога Франциска II-го, его первой супруги Маргариты Бретонской, почившей 25 сентября 1449 г., и Маргариты де Фуа - второй супруги герцога и матери  Анны Бретонской.  По 1727 год, здесь же покоилось сердце Анны Бретонской. Она умерла 9 января 1514 года в Блуа, её тело было погребено в базилике Сен-Дени, а сердце, по воле самой  Анны, отправлено в Нант и захоронено в гробнице своих родителей. Сердце находилось в ковчеге из чистого золота в виде яйца, увенчанного королевской короной, а сам ковчег уложен в ларец. Когда в октябре 1727 г. по указу Жерара Мелье, мэра Нанта, гробница была вскрыта, ковчег оказался пустым. А 25 декабря 1793 года гробница вновь была вскрыта, и на этот раз, золотой ковчег отправлен в Монетный двор на переплавку. К большой радости, оказались разумные люди, которые спасли ковчег от разрушения, признав его историческим памятником. После скитаний по различным музеям, ковчег нашёл место в музее Добре г. Нанта, где его можно увидеть сейчас.

ковчег

© SPRATO

Ссылки:
http://nantescathedrale.free.fr/tombeau.htm
http://www.jardins.nantes.fr/N/Jardin/Parcs-Jardins/Plus/116/Jardin-des-Plantes/Histoire/Tombeau-Francois-II.asp
http://rumagic.com/ru_zar/religion_esoterics/fulkanelli/1/j23.html
Tags: livejournal maps, sprato, Нант, Франция, скульптура, церкви Франции, церковь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal